Персональный сайт воспитателя Яниевой Натальи Герайевны

педагогический проект "развитие познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

 

 

 

Педагогический проект 

«Чудеса, фокусы, эксперименты»

(развитие познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста) 

Яниева Наталья Герайевна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 36

Введение

Цель проекта

Задачи проекта

Обоснование необходимости проекта

Идея проекта

Тип проекта

Статус проекта 

Методы и способы проекта

Продукт проекта

Участники проекта

Срок исполнения проекта 

I. Содержание проекта:

 

1. Предпроектная подготовка

2. Организация деятельности

3. Этап реализации проекта

4. Рефлексивный этап

 

II. Ожидаемые результаты

 

III. Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение

IV. Заключение

 

Среднесрочный исследовательский проект в старшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

 Дошкольное образование по ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Подьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева).

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации опытно-экспериментальной деятельности. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.

При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата. А также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоятельность.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Изучении психолого-педагогической литературы позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

 Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цель и задачи.

Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей и для формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

· Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. 

· Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

· Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

· Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

·  

· Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательного интереса старших дошкольников в экспериментировании.

Объект исследования: процесс становления и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

 

Предмет исследования: экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

 

Гипотеза: процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.

- процесс развития познавательного интереса строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

 

Обоснование необходимости проекта: 

- бессистемный характер организации экспериментально-исследовательской деятельности детей;

- те формы, которые применялись, носили традиционный характер; 

- не созданы условия  для самостоятельной экспериментальной деятельности детей  в группе по их инициативе;

- недопонимание и недооценивание родителями значимости исследовательской, экспериментальной деятельности  для развития ребёнка.

Идея проекта:  создание таких условий организации экспериментальной деятельности детей, чтобы заинтересовать всех участников образовательного процесса, в том числе и других педагогов в ДОУ.

Тип проекта:  исследовательский.

Статус проекта:  завершенный.

Методы и способы проекта:

- изучение информации;

- обобщение;

- просмотр слайдов;

- подбор материалов и оборудования для исследований;

- опрос;

- экспериментирование;

- беседа;

- анкетирование;

- обработка и анализ полученных данных.

Продукт проекта:  альбом «Чудеса, фокусы, эксперименты», картотека опытов.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Срок исполнения проекта:  май-декабрь 2015г.

 

 

 

I.Содержание проекта.

1.Предпроектная подготовка

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

1.2.  Определение актуальности, проблемы, цели исследования.

1.3. Определение основных форм работы с детьми.

 2.Организация деятельности.

2.1. .  Мониторинг на начало эксперимента: наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми

2.2. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

2.3. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:

v  специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

v  природный материал (камешки, песок, семена и т.п);

v  утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);

v  прочие материалы - лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

2.4.Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

v  конспекты НОД с элементами экспериментирования;

v  перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

v  диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;

v  картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

v  консультации для родителей по данной теме; памятки.

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

3 этап – заключительный:

В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Дальнейшее развитие проекта

v  Развитие поисково-познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста:

1) создание условий в группах раннего возраста для поддержания и развития познавательного интереса;

2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей раннего возраста;

3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.

Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

1) разработка рабочих программ дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Секреты живой природы»;

2) оборудование «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.

1. Предпроектная подготовка.

Изучение  и анализ методической литературы по теме;

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2. Организация деятельности.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»

 Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта  рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

КВН, развлечения.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Экскурсия  др.

Структура проведения игры–экспериментирования:

Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

Подведение итогов, вывод;

Фиксация  результатов;

Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна,  сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?)

ситуация выбора;План реализации проекта в старшей группе

3. Этап реализации проекта

 

Перспективный план работы

с детьми старшего дошкольного возраста

 

Месяц

Темы

игр-

экспериментов

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

1 неделя

«Экскурсия

в детскую лабораторию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Все увидим, все узнаем»

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Игрушка, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.

Сентябрь

2 неделя

«Солнце дарит нам тепло»

 

 

 

 

 

«Солнечные зайчики»

Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла

Зеркала.

Сентябрь

3 неделя

«Свет повсюду»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Свет и тень»

Показать значение  света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер); искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Сентябрь

4 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почему все звучит?»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Подвести  детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Ширма  с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями;

чеснок в футляре,

 кусочек апельсина; поролон с духами,

лимон.

Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

Октябрь

1неделя

«Воздух повсюду»

 

 

 

 

«Воздух работает»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство -  невидимость

Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Октябрь

2 неделя

 

«Прозрачная вода»

 

 

 

 

 

 

«Вода принимает форму»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная,  без запаха, льется, имеет вес).

Показать детям опыт, в котором  вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Октябрь

3 неделя

«Какие предметы могут плавать?»

 

 

 

 

«Разноцветные шарики»

Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Октябрь

4 неделя

«Замерзшая вода»

 

 

 

 

«Тающий лед»

 

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

Ноябрь

1неделя

«Водяная мельница»

 

 

 

 

«Что растворяется

в воде»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.

Ноябрь

2 неделя

«Делаем мыльные пузыри»

 

 

 

 

 

«Подушка из пены»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой,  стаканчики, вода, ложки, поднос.

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть

Ноябрь

3 неделя

 

«Можно ли менять форму камня и глины»

 

 

 

 

 

 

 

«Где вода?»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Ноябрь

4 неделя

«Песочная страна»

 

 

 

 

 

 

 

«Игры с песком»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

Декабрь

1 неделя

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Декабрь

2 неделя

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.

Декабрь

3 неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

Декабрь

4 неделя

Диагностирование детей

 

4. Рефлексивный этап

Определение эффективности проведённой работы

Анализ полученных результатов

 

Диагностический инструментарий

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую  форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему?

Снег может во что- нибудь  превращаться? От чего это зависит?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

Из чего состоит глина?

В каких местах можно обнаружить глину?

Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?

Что легче высыпать глину или песок?

Чем глина похожа на пластилин?

Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?

Можно ли глину назвать «рыхлой?  Почему?

Как глина впитывает воду?

Что можно сделать из мокрой глины?

Какие станут глиняные предметы после высыхания?

Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.

Какие предметы притягивают к себе магнит?

Каким свойством обладает магнит?

Почему магниты притягиваются друг к другу?

Когда магниты отталкиваются друг от друга?

Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

Из чего состоит песок?

В каких местах можно обнаружить песок?

Почему говорят, что песок сыпучий?

Что легче высыпать песок или глину?

Как выглядят песчинки?

Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

Что происходит с песчинками,  когда дует ветер?

Почему песок рыхлый?

В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

Что можно сделать из влажного песка?

Вопросник для детей после проведения опытов с землей.

Есть ли в почве воздух? Как доказать?

Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.

На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.

 

II.Ожидаемые результаты:

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

III.Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в  группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».

Основное оборудование и материалы:

1. Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, пищевые красители.

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.

11. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

12. Клеенчатые передники, полотенца

13. Табель учета детей

14. Рабочие листы.

IV.Заключение

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментальной деятельности, а так же руководство детьми в данном процессе осуществляются поэтапно.

Обобщая проведенную нами исследовательскую работу, отметим: для оптимизации процесса развития познавательных интересов дошкольников необходимо было создать следующие педагогические условия в процессе экспериментальной деятельности:

были созданы условия для самостоятельного экспериментирования детей;

в проектную деятельность детей были включены содержательные элементы, способствующие  развитию их  творческой активности, самостоятельности, уверенности в себе.

Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что применение экспериментирования с объектами и  явлениями неживой природы  оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки  и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

знания детей о неживой природе.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию познавательного интереса у детей 5-6 лет посредством экспериментирования в процессе образовательной деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Разработанный нами проект показал, что среди возможных средств формирования познавательного интереса дошкольников 5-6 лет особое внимание заслуживает применение детского экспериментирования.

Таким образом, поставленная нами в начале работы идея реализована, задачи решены, цель исследования достигнута.83c58306407510a1eae049f91dc08034.jpg9c289243c407e08e4e8ceb6f457969c1.jpgf6c428475b731de798cd3edaa50fbe2a.jpg1d101cfd6f333282d613e5a75735fffc.jpgf492185b4b69c257d55060b4f5bad810.jpg2fbb138174a63e110f2aa23d25ede92b.jpg%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD910f35f2c473b58f1f7abb911b92ee1b.jpgc6d278f249413abe5894ec8589cb5234.jpgd366e84d8ae8efbdb3adfe80486649d8.jpg

Список литературы

Учебная литература:

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121

2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2006 - № 1

3. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. – 2011 - № 3

4. Данюкова В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В.Н.Данюкова, В.Н.Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.

5. Иванова А. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004 - №4.

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

7. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психол. 2012. № 4.

8. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 2009. № 4. С.5 - 17.

9. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье– М.: Педагогика, 2011.

10. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М., 2004

11. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

12. Фрейдкин И. С. Ознакомление с неживой природой. Ребенок в мире поиска./ Под редакцией О. В. Дыбиной. – М.: Просвещение, 2009.

13. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. - М.: Просвещение, 2010. -351 с.

Интернет-источники:

1. Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников//http://nsportal.ru

2. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста//http://mbdou-ds11.ru

3. Развитие познавательного интереса у дошкольников//http://vscolu.ru

4. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса (Кузина А. Ю.)http://chgards.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september

9 октября 2017 в 22:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.